22 апреля – праздник богини Иштар
Богиня Иштар

Иштар (”богиня”, перс. Истар, ивр. Ашторет, греч. Астарта, Анунит, Нана), в аккадской мифологии центральное женское божество, богиня плодородия, плотской любви, богиня войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера; ассоциируется день недели пятница.
Иштар считалась покровительницей свободной любви. Дочь Эля и жена Баала. Главный миф об Иштар повествует о том, как богиня предложила свою любовь Гильгамешу, а тот отверг ее притязания и напомнил о многих возлюбленных, погубленных ею — богах, людях и животных. Разгневанная богиня в отместку наслала на его город Урук небесного быка — чудовище, созданное по ее просьбе богом Ану, отцом Иштар. Иные мифы донесли до нас историю нисхождения Иштар в преисподнюю, после чего на земле исчезли любовь, животная и растительная жизнь. В западносемитской мифологии Иштар соответствует Астарта, а в шумерской — Инанна.

Нисхождение Иштар

Текст сохранился в двух версиях — фрагмент Ашшура (XI в. до н.э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII в. до н.э.). Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны».
Иштар, дочь Сина, спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мертвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль, что пришла ее сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с нее какое-нибудь украшение (амулеты, имеющие магическую силу).
Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть ее во дворце и наслать на богиню 60 болезней. Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, все живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе. Премудрый бог создает евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мертвых. Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. Она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по аналогии с шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится ее возлюбленный Таммуз (шум. Думузи).

Древний шумерский знак Инанны

Знак Иннаны, означающий ясное небо

Знак Иннаны, означающий ясное небо

Перед Вами один из древнейших в мире знаков - знак мифической шумерской богини Инанны - Иштар (означающий “ЯСНОЕ НЕБО”).

Он изображен и на саркофаге Ярослава Мудрого в Софии Киевской (XII в.). При этом отмечу, что полный знак Инанны состоит из круглого венка - круга, с вплетенной в него лентой, образующей два конца и шестилучевой звезды в центре. Упрощенный знак Инанны состоит из круга (озн. Небо) и шестилучевой звезды в центре (озн. Солнце), которые вместе означают - “Ясное небо”.

Самый простой знак Инанны - шестилучевая звезда, внешне похожая на букву “Ж” (озн. Солнце). Знак Иштар отличается тем, что обычно состоит из восьмилучевой звезды в круге или без него.

В древнем Шумере, в каждом городе был свой главный Бог. Так, в Урюке им считался Бог неба и жена его - царица небесная Инанна (Иштар), которые очень почитались. Днем Инанны было двадцать первое марта, который приходился на день весеннего равноденствия. Многие народы Востока в этот день отмечают Новый год (например, в Казахстане, а в Иране это - науруз (озн. “Новый день”). Двадцать первого марта праздновали Новый год и скифы. Издревле на Руси Новый год также праздновали весной.

Полный знак Инанны на саркофаге Ярослава Мудрова в Киеве VI век.

Полный знак Инанны на саркофаге Ярослава Мудрова в Киеве VI век.

В древнем Вавилоне в период его возвышения, в т.ч. и над шумерами, были построены специальные красивые голубые ворота (цвет неба), посвященные богине Иштар, заменившей шумерскую Инанну, которая ко всему была и богиней плодородия. Часто ее изображали стоящей на льве. Многие шумерские божества со временем трансформировались у других народов в разных богов древнего мира, при этом, в основном, сохранив свои значения, но получив иные имена.

Звезда Иштар

Восьмиконечная звезда Иштар - Ашторет - Астарты, богини войны, охоты, секса, и плодородия; символ планеты Венера. Очевидно, что этот символ более поздний, чем такие базовые элементы, как точка, окружность, волна, относящиеся к раннему неолиту, и однозначно соотносится с эпохой земледелия, оседлого скотоводства и городской цивилизации ближневосточного региона.
Интересно, что в ближневосточном / семитском пантеоне Иштар была единственной настоящей богиней-женщиной, т.к. все остальные “богини” были лишь вторичными ипостасями, тенями соответствующих богов-мужчин. Существует предположение, что это верно - в обратную сторону - для Иштар: т.е. “солнечный бог” Шамаш был либо одной из ипостасей Иштар, либо она одновременно несла в себе и солнечную функцию, что хорошо объясняет наличие окружности с точкой (одна из древнейших солнечных идеограмм) посередине в звездах, которые однозначно идентифицированы как “женские”. Вполне может быть, что мужская / солнечная ипостась была отнесена к отдельному богу гораздо более поздними интерпретаторами в эпоху доминирования патерналистски-ориентированных религий т.н. “авраамического куста”. Также можно вспомнить о гермафродитизме многих древних божеств, который достался в наследство от сущностей Хаоса (плененная и зафиксированная метаморфность, включающая в себя все возможные варианты; в данном случае - признаки обоих полов).
Две т.н. “полные” звезды Иштар слева и в центре, сравним со звездой Шамаша справа. Я специально подобрал наиболее различающиеся варианты (волнистые линии вместо лепестков). Еще забавнее, что волнистые линии - это вода, однозначно женская стихия. Но “усредненную” звезду Иштар от “усредненной” звезды Шамаша вообще-то не отличить.
“Королевская” звезда Иштар, названная так по первому из четырех аккадских королей, носивших имя Нарам-Син ; а также по одноименной аккадской стеле. Здесь присутствуют все элементы: восемь лепестков и восемь групп по пять волнистых линий; и сочетаются все ипостаси Венеры как утренней и вечерней звезды. При этом символ однозначно мужской в том смысле, что ему поклонялись аккадские иерархи-мужчины. Изображение датируется примерно 2300 годом до н.э.
Этот вариант звезды Иштар использовался в личных перстнях-печатях в Вавилоне за 800 - 1000 лет до н.э.

Составная восьмиконечная звезда, обнаруженная на мозаике в одном из храмов недалеко от Иерихона (Израиль). Возраст мозаики - около 300 лет до н.э.
“Октограмма творения” - гностический символ, обозначающий Венеру в ипостасях рождения, создания, творения нового. Здесь очень ярко проглядывает хаотическое начало.
Еще один вариант звезды Иштар, который использовали гностики раннехристианского толка примерно в том же значении, что и предыдущий символ. Также

В данном тексте  обзор наиболее распространенных вариантов Звезды Иштар. Разумеется охватить все варианты ее начертания невозможно, поэтому наряду с основными я привожу несколько весьма неожиданных.

Восьмиконечная звезда Иштар - Ашторет - Астарты, богини войны, охоты, секса, и плодородия; символ планеты Венера. Очевидно, что этот символ более поздний, чем такие базовые элементы, как точка, окружность, волна, относящиеся к раннему неолиту, и однозначно соотносится с эпохой земледелия, оседлого скотоводства и городской цивилизации ближневосточного региона.

Интересно, что в ближневосточном / семитском пантеоне Иштар была единственной настоящей богиней-женщиной, т.к. все остальные “богини” были лишь вторичными ипостасями, тенями соответствующих богов-мужчин. Существует предположение, что это верно - в обратную сторону - для Иштар: т.е. “солнечный бог” Шамаш был либо одной из ипостасей Иштар, либо она одновременно несла в себе и солнечную функцию, что хорошо объясняет наличие окружности с точкой (одна из древнейших солнечных идеограмм) посередине в звездах, которые однозначно идентифицированы как “женские”. Вполне может быть, что мужская / солнечная ипостась была отнесена к отдельному богу гораздо более поздними интерпретаторами в эпоху доминирования патерналистски-ориентированных религий т.н. “авраамического куста”. Также можно вспомнить о гермафродитизме многих древних божеств, который достался в наследство от сущностей Хаоса (плененная и зафиксированная метаморфность, включающая в себя все возможные варианты; в данном случае - признаки обоих полов).

Две т.н. “полные” звезды Иштар слева и в центре, сравним со звездой Шамаша справа. Я специально подобрал наиболее различающиеся варианты (волнистые линии вместо лепестков). Еще забавнее, что волнистые линии - это вода, однозначно женская стихия. Но “усредненную” звезду Иштар от “усредненной” звезды Шамаша вообще-то не отличить.

“Королевская” звезда Иштар, названная так по первому из четырех аккадских королей, носивших имя Намар-Син; а также по одноименной аккадской стеле. Здесь присутствуют все элементы: восемь лепестков и восемь групп по пять волнистых линий; и сочетаются все ипостаси Венеры как утренней и вечерней звезды. При этом символ однозначно мужской в том смысле, что ему поклонялись аккадские иерархи-мужчины. Изображение датируется примерно 2300 годом до н.э.

Этот вариант звезды Иштар использовался в личных перстнях-печатях в Вавилоне за 800 - 1000 лет до н.э..

Составная восьмиконечная звезда, обнаруженная на мозаике в одном из храмов недалеко от Иерихона (Израиль). Возраст мозаики - около 300 лет до н.э.

“Октограмма творения” - гностический символ, обозначающий Венеру в ипостасях рождения, создания, творения нового. Здесь очень ярко проглядывает хаотическое начало.

Еще один вариант звезды Иштар, который использовали гностики раннехристианского толка примерно в том же значении, что и предыдущий символ. Также был адаптирован христианством для обозначения Вифлеемской (”рождественской”) Звезды. На данный момент символ профанирован донельзя.

Очередное обозначение Венеры, на сей раз - из доколумбийского Перу (Южная Америка, культура Норте Чико). Однако не могу не заметить, что официальная версия истории доколумбийской Южной Америки во многом является чистейшим фэнтези, потому не удивлюсь, если этот символ был принесен европейцами а затем был перенят автохтонным населением; либо его рисовали по ошибке до того, как была окончательно придумана и утверждена система символов “древних доколумбийских цивилизаций”.

Весьма примечательный комбинированный символ, используемый народом Нсибиди (Nsibidi), проживающим на территории африканской страны Гана; а также в одноименной африканской идеографической системе письма. Используется для обозначения любви между мужчиной и женщиной, состоящими в браке. Интересно, что восьмиконечная звезда (у Нсибиди она также обозначает Венеру) вписана в нестандартную гексограмму. Обычная гексограмма, известная в т.ч. как “Щит Давида”, состоит из двух пересекающихся равносторонних треугольников: один, стоящий на основании, обозначает огонь (мужское начало); второй, стоящий на вершине - воду (женское начало). Здесь гексограмма положена на бок.

В системе письма Нсибиди обозначает священное место.

В системе письма Нсибиди обозначает то же, что и предыдущий знак. Жители восточного Готланда украшали идентичным символом женскую одежду.

Этот символ найден на Фестском Диске, относящемся по времени к минойской культуре острова Крит, и расположен в центре спирали на одной из его сторон, а также повторяется несколько раз по ходу спирали. Считается, что часть символов (в т.ч. этот) либо были привнесены на Крит из ближневосточного региона, либо сам диск был изготовлен на Ближнем Востоке.

Орнаментальный элемент, распространенный в Малой Азии и Греции. Также встречается как часть крестьянских орнаментов в Западной Европе, по-видимому является профанированной (с потерей смысла) звездой Иштар.

Этот символ встречается на греческой керамике, датируемой пятым веком до н.э.

Еще один интересный символ. Концы восьмиконечной звезды загнуты против часовой стрелки по типу саувастики, обозначающей одновременно неудачу, невезение (в т.ч. “наведенные” с через проклятие) и защиту от невезения и злых чар. Неудивительно, что данный символ использовался в поздней средневековой Западной Европе в качестве своеобразного корпоративного логотипа Вемскими Судами, в юрисдикции которых, помимо прочего, находилось делопроизводство и вынесение вердиктов по статьям о колдовстве.

Забавно, но этот вариант звезды мы можем увидеть на портрете 15 или 16 века, изображающего Влада Цепеша; того самого, из которого Брэм Стокер сделал впоследствии Дракулу. Скорее всего символ попал в Валлахию от турков, которые в 15 веке использовали его на своих военных штандартах (как затем стали использовать прямую пентаграмму; см. флаг Ирака, к примеру).

В астрономии используется для обозначения массы Солнца (к вопросу о солнечной ипостаси Иштар!); Джон Далтон обозначал этим знаком магнетизм.

This entry was posted on Понедельник, апреля 22, 2013 at 8:36 пп and is filed under Заметки, О волшебстве, О другом, Разное. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.